- Политика Его Величества в сфере образования блуждает в тупике! В обучение магии берут кого угодно, даже деревенщин неграмотных! Учение постигается не на практике, а в классах – кои многолюдны и всякий раз слушают другого наставника. Разумеется, после трёх лет обязательного образования даже ветер вызвать для большинства из них непосильный труд. Матушка, - Ренар глубоко вдохнул. – Матушка, неужели вас это совсем не волнует?!
Мартуфа смотрела на сына и видела перед собой красивого статного юношу девятнадцати лет, едва окончившего обучение на корабела. Мастера. Мечтателя. Идеалиста.
Сама она в девятнадцать лет идеалисткой не была, грамоту едва знала и мастерством никаким не владела. Она была нескладной и полноватой старой девой, чей отец промотал состояние и однажды упился вусмерть. Чья мать, овдовев, надела траур и заперлась в своих комнатах с дюжиной приживалок, оставив Мартуфу разбираться с долгами и закупкой дров к зиме. Чьи слуги, подобно крысам, начали разбегаться ещё до окончания похорон, прихватывая по пути хозяйскую одежду, столовое серебро и золотые статуэтки. Чей дядя предложил отдать фамильную библиотеку с магическими книгами за поленницу дров и лисью шубу.
Тогда, после похорон, под предлогом траура Мартуфа выставила из дома всех гостей и большую часть слуг, оставив только старую повариху Зуру с её внучкой Вериткой. И решила сама, без помощи дяди, найти покупателя на магические книги…
читать дальше рассказ
…Белые дома с синёными крышами и золотыми флюгерами казались огромными, когда Мартуфа смотрела на них из-под моста, кутаясь в мужской драный сюртук и пряча толстую книгу за пазухой. Сюртук удалось выпросить у Веритки, чей отец так с войны и не вернулся. Веритка же и одела Мартуфу: грудь ей плотно лентами замотала, вату в штаны спереди набила. И косу обрезала, чтоб Мартуфа за парня сошла.
Мартуфа два дня искала место, где могли бы собираться подлые людишки вроде вора-слуги и скупщика краденого. Точнее, она высматривала места, которые могли бы показаться ей подходящими для сомнительных сделок, а после подолгу стояла неподалёку от этих мест, надеясь кого-нибудь застать. Сегодня ей повезло: только что за кустом облепихи её бывший слуга продал золотую статуэтку дракончика из её дома какому-то высокому типу в огромной серой шляпе, которая не позволяла разглядеть лицо.
- Эй, почтенный, книжку купишь? – Спросила Мартуфа, стараясь говорить басом, отчего в горле сразу запершило.
- Кажи.
- А?
- Покажи давай, говорю.
Мартуфа показала мужику книгу, не выпуская её из рук.
- Ну-ка дай-ка…
- Нет, так смотрите!
- Стихни, шкет, - мужик вырвал книгу из рук Мартуфы, пролистал, присвистнул.
- Ещё есть?
- А?..
- Ещё, говорю, такие есть?
- А… Да…
- Завтра неси, не обижу.
- А?
- Тащи остальное, говорю, завтра, куплю у тебя.
Мужик развернулся и уверенно пошёл прочь, унося с собой книгу.
- Эй, а деньги?
Мужик обернулся и ухмыльнулся как-то очень страшно. Мартуфа оцепенела. Неужели, вот так, он просто уйдёт с её книгой… Нет, он же сказал «Завтра»! А завтра? Что помешает ему так же поступить и завтра, если она придёт? Что, вот так просто позволить ему уйти с её книгой, не заплатив?!
Не успев задуматься, Мартуфа подняла мелкий камень и бросила мужику в спину.
Тот обернулся и что-то злобно зарычал. Мартуфа – от испуга, не иначе – залепила ему в голову вторым камнем.
- Всё, ты сдохнешь, - просипел мужик, поднимаясь.
Это было где-то за пределами страха, это был ужас.
И тогда Мартуфа ударила ещё. И ещё. И ещё.
Придя в себя, она ужаснулась. Затем заставила себя успокоиться. Обшарила карманы покойника, забрала свою книгу, деньги, пару золотых дракончиков, шкатулку с секретом и связку ключей.
И бросилась домой, к кухонному входу, где её ждала верная служанка.
- Веритка! Переодень меня, быстро! И причеши! Это сожги… нет, постирай и спрячь в сундук.
Веритка быстро облачила Мартуфу в домашнее платье, подняла её короткие волосы наверх, закрепила шпильками, прицепила отрезанную косу и намотала бабетту, деликатно не приглядываясь к бурым пятнам на рукавах, груди и правой поле сюртука, а также на обложке книги.
- Что-то случи…
- Приняли за попрошайку, чуть не поймали. Запомни, я весь день была дома.
Веритка понятливо кивнула, сделав вид, что не заметила шкатулку и пару золотых статуэток.
Зура сварила Мартуфе сладкий чай с молоком и мёдом, Веритка натёрла ей ноги лавандовым маслом, матушка изволила выйти из своих комнат и потребовала вернуть подруг-приживалок в дом, посыльный принёс письмо от дядюшки с новыми долговыми расписками за подписью отца… Мартуфа уснула поздно и спала без сновидений.
Утром она умылась, по слогам перечитала расписки, покрутила в руках шкатулку, рассмотрела ключи, спрятала то и другое в сундук с перинами, туда же засунула статуэтки, повязала на голову платок и спустилась к завтраку.
- Мартуфа-лели, сегодня не надо бы выходить. Давеча начальника стражи убили, теперь всех ловят и сажают.
- Как убили?
- Говорят, под мостом камнями забили насмерть.
- Начальника стражи?!
- Да он пьяница был!.. Ох, простите, Мартуфа-лели, давайте я вам причёску сделаю, что же вы в платке-то…
Мартуфа молча сняла платок, и понятливая служанка так же молча приступила к накручиванию бабетты.
- Узнай, кого назначат новым начальником стражи.
- Так известно кого, Барута Хромого, что в заместителях стоял.
- Долго стоял?
- Вроде, сколько начальник стражи был, столько его заместитель не менялся.
- Передай почтенному Баруту приглашение отобедать у нас.
- Не надо, лели, не сватайтесь к нему! Он же безродный и старый! И хромой!
- Веритка, я всего лишь собираюсь просить почтенного Барута помочь с продажей книг из библиотеки, - Мартуфа мотнула головой, проверяя надёжность причёски. – И проверить подлинность всех долговых расписок, - подумала она вслух.
Новый начальник стражи помог Мартуфе и с книгами, и с расписками, и вернуть двух других золотых драконов из прадедовой коллекции, да и со многим другим прекрасно помог, благодаря чему скоро дослужился до начальника охраны дворца. Последнего дракончика кто-то просто подкинул Мартуфе под дверь вместе с парой серебряных ложек. Через полгода матушку пришлось освидетельствовать у лекаря и получить документ о нетвёрдости её ума, когда под влиянием дорогого дядюшки та попыталась сосватать Мартуфу дядюшкиному ближайшему другу. Всего полтора года спустя Мартуфа купила прекрасную дядюшкину библиотеку за одну поленницу дров и тулуп из овчины.
В конце концов, Мартуфа освоила письмо и формулы счёта, пусть и не полюбила ни считать, ни писать…
…Глава Тайного Совета при Его Величестве лели Мартуфа смотрела на сына и не знала, что ему ответить.